Транспортная тема является одной из главных на переговорах руководства Узбекистана и Афганистана последние несколько лет. Отвечая на вопрос РИА «Банки и Финансы» о развитии трансафганской железной дороги, заместитель министра инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан Ойбек Хамраев подчеркнул: «Это очень важный проект, который значительно облегчит транспортировку грузов для экспортёров страны. 17-18 июля этого года в Исламабаде состоялась трехсторонняя встреча рабочей группы по вопросам реализации проекта строительства железнодорожной линии (Узбекистан-Афганистан-Пакистан) с участием представителей сторон. По итогам встречи одобрен маршрут Термез — Мазари-Шариф — Логар — Харлачи, данное совместное решение закреплено в итоговом протоколе. Сторонами подписан совместный протокол. При этом общая протяженность маршрута до порта Карачи сократится на 277 км и составит 2 259 км. На сегодняшний день завершены работы по обновлению презентационного материала с учетом договоренностей по новому маршруту. Сторонами планируется подготовить обращение в профильные финансовые ведомства Катара, Саудовской Аравии, ОАЭ и Китая по проведению презентации проекта».
Железная дорога сократит время доставки грузов между Узбекистаном и Пакистаном примерно на пять дней. Стоимость перевозки грузов также будет снижена на 40%. Предполагается, что проект будет завершён к концу 2027 года, а к 2030 году поезда смогут перевозить до 15 миллионов тонн грузов в год.
2 и 3 ноября 2023 года, в Самарканде проходит 16-й Веронский Евразийский экономический форум, который организуют некоммерческая Ассоциация «Познаём Евразию» и Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан. Целью Веронского Евразийского экономического форума является содействие деловому диалогу Большой Евразии. В дни проведения форума, организаторы представили обширную культурную программу и юбилейные мероприятия — 10 лет побратимства Самарканда и Флоренции.
Иван Воронцов (Самарканд-Москва)