Мошенничество, кибербуллинг, экстремизм, распространение фейков и незаконный контент – эти негативные явления получают все большее распространение в сети. При этом анонимность и сложные технологии, вроде VPN и TOR, зачастую позволяют злоумышленникам чувствовать себя в безопасности и действовать безнаказанно. Решать подобные проблемы и наводить порядок в интернете должны специальные сотрудники правоохранительных органов – так называемые медиаполицейские. Их задача – выявлять и пресекать нарушения закона в виртуальном пространстве, делая его более безопасным.
По мнению доцента Московского городского педагогического университета Олега Зверева, инициатива по мониторингу интернет-пространства для выявления потенциальных угроз является актуальной мерой. Однако необходим комплексный подход к этому вопросу.
«Это может быть превентивная работа, есть здравое зерно в выявлении предикторов опасного поведения по следам в интернете. Но важно понимать огромный объем данных и использование специальных алгоритмов», — отмечает эксперт. Обсуждаемая в сети инициатива акцентирует на необходимости готовить людей, специализирующихся на поиске конкретных маркеров потенциальной опасности. Зверев подчеркивает, что не менее важна разъяснительная работа с детьми о рисках в интернете. «Нужно научить ребенка разбираться и не поддаваться на провокации, будь то экстремизм или мошенничество. В этом значима роль педагога, который сам должен обладать базовыми знаниями о киберугрозах.
По словам Зверева, запрос на подготовку медиаполицейских в целом актуален, так как может носить превентивный характер и помочь выявить предикторы угроз заранее по «цифровым следам». Однако эксперт подчеркивает важность взвешенного подхода, учитывающего ряд факторов.
Во-первых, накоплен колоссальный объем контента в социальных сетях и необходимость использования специальных алгоритмов для мониторинга. У правоохранительных органов уже есть соответствующие подразделения, а новая инициатива – это дополнительная узкая специализация на поиске конкретных маркеров опасности, таких как скрытые угрозы, символы экстремистских групп и т.д. Во-вторых, важно параллельно вести разъяснительную работу с детьми и их близкими о рисках и угрозах в интернет-пространстве. Нужно объяснить подросткам опасность вовлечения в экстремистские или мошеннические схемы, научить критически оценивать информацию. Значимые взрослые, в том числе педагоги, зачастую сами недостаточно компетентны в этих вопросах. Поэтому им требуется регулярное обучение для качественной передачи знаний детям. В-третьих, технический мониторинг должен сочетаться с педагогическим подходом, а не сводиться к тотальному контролю и наказаниям.
Бессмысленно полностью ограничивать детей в пользовании гаджетами и интернетом. Но важно формировать цифровую и правовую грамотность, культуру поведения, критическое мышление. И здесь ключевая роль педагога как наставника, способного направлять и предупреждать об угрозах, а не только карать за проступки.