Искусственный интеллект от боли до эффектов

Новости
Компания «Рексофт Консалтинг» провела глубинные интервью с экспертами, а именно с техническими директорами, CDO, руководителями направлений и команд Data Science, Data Science специалистами, разрабатывающими и внедряющими цифровые решения на базе ИИ в различных отраслях экономики, чтобы понять с какими проблемами они сталкиваются сегодня. В опросе приняли участие представители промышленности, медицины, финансового сектора, ритейла и ИТ-компаний.

По результатам интервью были выделены 5 ключевых областей, в которых сосредоточены основные трудности, не позволяющие эффективно внедрять ИИ-решения в российских компаниях:

  1. Взаимодействие Data-специалистов с бизнес-заказчиком
  2. Данные
  3. Управление разработкой и технологии
  4. Передача в эксплуатацию и поддержка ИИ-решений
  5. Поиск, удержание и развитие Data Science специалистов
Среди наиболее частых причин возникновения трудностей при взаимодействии Data-специалистов с бизнес-заказчиком называются такие как: завышенные ожидания бизнеса, нежелание бизнеса трансформироваться, неадаптированная корпоративная культура. Наиболее остро они проявляются в случае, если бизнес инвестирует в ИИ, но не достигает эффекта и испытывает затруднения с приживаемостью решений. Для их успешного внедрения бизнес-заказчикам необходимо быть готовыми трансформировать свою операционную модель.

В блоке данные фигурируют такие корневые причины как недостаточный уровень автоматизации бизнес-процессов, низкий уровень зрелости инфраструктуры данных, низкое качество исходных данных и длительный процесс их получения, неадаптированные для цифровых решений на базе ИИ процессы сбора и управления данными. Трудности, связанные с данными, всегда охватывают не только ИИ-разработку, но и всю компанию из-за отсутствия единых требований и настроенных процессов. Проблематика в части данных характеризуется тезисом «новые проблемы, старые решения» – прежде чем приступать к Data Science, необходимо отладить и адаптировать процессы, связанные с управлением данными.

Технологический стек для разработки решений на базе ИИ постоянно меняется и развивается. Здесь Data-специалисты выделяют отсутствие стандартов ИИ-разработки и гибкого подхода при прототипировании ИИ-решений, а также отсутствие сформированного подхода к работе с внешними разработчиками ИИ-решений.

В сегменте передачи в эксплуатацию и поддержки ИИ-решений специалисты отмечают отсутствие выстроенного процесса передачи в эксплуатацию и четких критериев приемки решений, а также то, что подходы ИБ не адаптированы к внедрению решений ИИ и оценке его рисков. Для минимизации барьеров, с которыми сталкиваются компании при масштабировании пилотных ИИ-решений, необходимо заранее договариваться о критериях успеха и продумывать модель поддержки. Критически важно до старта проекта определить и согласовать подход к оценке экономического эффекта со всеми заинтересованными сторонами, а также выстроить долгосрочную систему мотивации вовлеченных сотрудников, чтобы избежать трудностей с приживаемостью решений.

Особенную озабоченность у опрошенных экспертов вызывает задача поиска, удержания и развития Data Science специалистов. Существующие во многих российских компаниях HR-процессы поиска, найма, адаптации и удержания персонала не адаптированы для Data-специалистов. Недостаток Т-shape специалистов  обостряет разрыв между бизнесом и Data Science. HR в сложившейся ситуации не понимает, как развивать последних и адаптировать первых. Организационные структуры и функционально-ролевые модели ИТ во многих российских компаниях не успели адаптироваться к системному внедрению решений на базе ИИ, что размывает распределение ответственности и роль Data-специалистов.

Подводя итоги исследования, Алексей Богомолов, директор практики «Стратегия трансформации» «Рексофт Консалтинг» сказал: «ИИ часто воспринимается как «модная игрушка», при этом упускается самое главное – ИИ должен давать компании системный трансформационный эффект. Необходимо создание технологической и организационной базы для системного развития цифровых продуктов от прототипирования до получения эффекта. Здесь стоит задуматься над созданием «цифрового конвейера» в купе с бизнес-трансформацией самой компании. В результате ИИ должен стать понятной и привычной технологией для бизнеса – повседневным рабочим инструментом, интегрированным в текущие бизнес-системы такие как ERP м CRM-системы и аналитику».