Искусственный интеллект и будущее транспортной отрасли

Новости

Лидеры и эксперты в области цифровизации транспортной отрасли обсудили актуальные вопросы применения цифровых технологий, а также представили практики использования нововведений и определили точки роста для инноваций в транспортных технологиях будущего, возникающих из простых требований: эффективности, легкости и безопасности. Аудиторию конференции “Цифровизация транспорта 2023”  составили — представители топ-менеджмента ведущих транспортных компаний, цифровых логистических платформ, транспортных операторов, представители профильных ассоциаций, поставщиков аппаратных и программных решений, а также ИТ-сервисов для транспортной отрасли.

В открытии конференции с приветственным словом к участникам и докладом на тему “Искусственный интеллект на транспорте: на пути к отраслевой стратегии.” выступил Антон Панкратов, заместитель генерального директора ФГУП “ЗащитаИнфоТранс”. По словам эксперта, искусственный интеллект – это технологический прорыв, который имеет огромное значение для развития транспортной индустрии. Он позволяет транспортным системам стать более интеллектуальными и отзывчивыми, может анализировать огромные объемы данных в реальном времени и использовать эту информацию для принятия решений.

“Применение ИИ на транспорте также позволяет снижать затраты и увеличивать эффективность, поскольку предоставляет нам уникальные возможности для оптимизации транспортных систем. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям на дороге и предлагать наилучшие решения для улучшения потока транспорта. Это включает в себя оптимизацию маршрутов, управление светофорами и учет прогноза погоды и дорожных условий, — говорит Антон Панкратов. — Вместе с тем, внедрение ИИ вызывает определенные вызовы и вопросы, с которыми нам придется столкнуться. Кибербезопасность становится основной проблемой, так как системы управления транспортом становятся все более связанными и уязвимыми для кибератак. Еще одним вызовом является приватность данных. Эти важные вопросы требуют разработки соответствующих законодательных норм и технологических решений”.

По словам модератора стратегической сессии Рашида Худай-Бердыевича Артикова все доклады спикеров затрагивают самые наболевшие вопросы отрасли.

“Сегодня как никогда ранее возникла потребность в высококлассных отечественных разработках. Из выступлений спикеров мы узнали о многих прорывных разрабатываемых проектах в сфере внедрения систем регулирования ИИ и БПЛА, а также о важных проблемах, мешающих стабильному развитию этой отрасли. Но я уверен, что наши инженеры и возможности, которые открывает, в частности ГЧП, позволит выйти российским производителям на новую орбиту. Все же известно, что первым электромобилем был не Тесла. В конце 19 века первый электрокар сконструировал российский инженер-изобретатель  Ипполит Романов. И, кстати, копия этого авто, находится в компании “Романов Моторс”, где я часто бываю и фотографируюсь”, — добавил эксперт.

По мнению эксперта Артура Щеглова, общественного Уполномоченного в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства, управляющего Партнера Стратегической группы “Гиперион”, государственно-частное партнерство является эффективным инструментом реализации проектов, в том числе в сфере информационных технологий и связи.

“Механизмы ГЧП позволяют совмещать бюджетные и внебюджетные инвестиции в проекты, а также разделять риски. Как общественный уполномоченный в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства уверен, что в ближайшее время появятся подобные проекты на территории Москвы, которые позволят сделать город еще более красивым, комфортным и удобным для жизни москвичей и гостей столицы” — прокомментировал Артур Щеглов.

Михаил Кораблев, Главный конструктор АО “ГЛОНАСС” представил в своем докладе навигационные отечественные решения. Анна Гарипова, главный специалист отдела аналитического сопровождения предпроектной деятельности ФГУП “ЗащитаИнфоТранс” выступила с презентацией о создании российской системы передачи авиационных сообщений: информационная система “Авиационная сервисная платформа”.

“Наше предприятие приобрело уникальный опыт импортозамещения сервисов передачи авиационных сообщений SITA и ARINC. В сжатые сроки, в рамках поручения Минтранса России, ФГУП “ЗащитаИнфоТранс” совместно с ПАО “Аэрофлот” и под эгидой Индустриального Центра Компетенции по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений “Авиационный транспорт” разработало и в настоящее время эксплуатирует информационную систему “Авиационная сервисная платформа”. Особо отмечу, что несмотря на короткие сроки разработки, система способна полноценно замещать сервисы ушедших с Российского рынка провайдеров.

Исторически сложившиеся мировая дуополия компаний SITA/ARINC продемонстрировала отсутствие политически нейтрального подхода к отрасли. Массовые отключения привели к сбоям и последующим рискам как для безопасности полетов во многих странах мира. Использование разработанной нами ИС АСП гарантирует: стабильное и безопасное функционирование гражданской авиации; защищенные каналы связи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; экономическую эффективность за счет оплаты в рублях; широкие функциональные возможности благодаря современной архитектуре системы” — А. Гарипова.

Василий Неделько, Управляющий партнер Юридическая компания “Неделько и партнеры”, считает, что для динамичного развития рынка услуг с использованием беспилотных авиационных систем необходимо делегировать субъектам РФ функции управления воздушным движением в неконтролируемом нижнем воздушном пространстве (зоне G) под контролем ОрВД при условии создания специальной унифицированной инфраструктуры с привлечением бизнеса в рамках ГЧП.

Борис Игольников, Член Совета по развитию процессного управления на транспорте, руководитель образовательной программы «ИТ-сервисы и технологии обработки данных на транспорте», АВИШ РУТ (МИИТ), к.э.н.

“Достижение целей развития транспортной системы в меняющихся условиях и новых реалиях невозможно без качественной интеграции бизнеса и образования. Мы, как университет, готовы быть площадкой экспертного сопровождения, трансфера знаний и кадрового обеспечения, но прикладную повестку должен давать нам бизнес. Конструктивные партнерства и реализация совместных инициатив — точка роста для инноваций в транспортных технологиях будущего” — Б. Игольников.

Минцифры России формирует востребованные бизнес-структурами и разработчиками наборы государственных данных для обучения искусственного интеллекта и в рамках конференции присутствующим  разработчикам было предложено выступать с запросом рассмотреть возможность формирования набора данных для обучения ИИ. Участниками рабочих сессий стали: Сослан Габуев, заместитель директора Департамента развития искусственного интеллекта и больших данных Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Николай Александров, руководитель направления “Контрактная разработка и производство” компании ГАОДИ, Антон Редько, Сооснователь и директор по развитию цифровой платформы MUST для грузовых и коммерческих автопарков, Вадим Табаков, Руководитель направления транспорт и логистика компании Cloud.ru, Татьяна Соловьева, Руководитель группы развития экосистемных модулей платформы Monopoly.Online, Анна Лударева, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами ATI.SU, Евгений Лукьянчиков, операционный директор каршеринг-сервиса Ситидрайв, Станислав Емельянов, Управляющий Партнёр ГК «МОНТРАНС», эксперт в области цифровизации автопарков.

Эксперты форсайт-сессии “Решения для развития — практика внедрения цифровых решений” и практической части программы рассказали, как происходит управление большими данными в транспортной индустрии, перспективы внедрения этой технологии в железнодорожном секторе. С реальными кейсами выступили спикеры: Мария Пименова, Заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО “РЖД” — начальник отдела информационного и аналитического обеспечения управления персоналом, Наталья Глодя, руководитель проектов ГК Luxms, Вадим Топоров, старший менеджер консалтинговой компании “НЭО”  и другие увжаемые эксперты.

“Использование больших данных в грузовых железнодорожных перевозках позволяет создать дополнительную ценность за счет оптимизации логистики, повышения эффективности планирования, контроля технического состояния вагонов и управления их ремонтами, а также более глубокого анализа потребностей клиентов и развития продуктов. Однако для внедрения технологий использования Big Data необходимо создать и повысить уровень зрелости функций управления данными среди участников рынка, а также развивать интеграцию и обмен данными между участниками перевозочного процесса”- резюмирует Вадим Топоров.

Экспертами были представлены практические решения в транспортной сфере — компьютерное зрение для повышения транспортной безопасности, “Цифровой профиль профессионального водителя” как инструмент ускорения найма и снижения аварийности, цифровизация автопарков, переход транспортных компания к платформенным решениям и логистическим платформам, а также обозначены точки роста и новые возможности в цифровизации транспорта.

О том, как тренд на комфорт предопределит развитие наземного беспилотного транспорта в Москве рассказал Юрий Бутенко, Директор по технологическому развитию ГБУ “МосТрансПроект”.

“Уже сегодня подавляющее большинство жителей городов России лояльно повсеместному развитию технологических решений и сервисов для жизни, это хорошо видно на примере приживаемости и востребованности передовых инноваций города Москвы, — сообщает Юрий Бутенко. — Статистика не оставляет сомнений: непредсказуемость поведения человека для других участников дорожного движения остается главным фактором, влияющим на безопасность. Так, до 75 % всех ДТП происходят по человека. Уверен, что безопасность, комфорт и сохранение личной эффективности пути станут критериями, определяющими выбор людей в пользу роботов за рулем.”

Что же ждет рынок IT транспортной отрасли в конце 2023 года? По мнению Вадима Табакова, Руководителя направления транспорт и логистика компании Cloud.ru, ожидаемо будет продолжаться тренд на импортозамещение и цифровой суверенитет.

“Прошлый год дал большой импульс для развития импортонезависимости, поэтому мы ожидаем, что эта тенденция продолжится, — В. Табаков. — мы (компания Cloud) провели анализ цифровой зрелости и выделили три основных направления — это суперкомпьютеры, как сервис, artificial intelligence (искусственный интеллект) и облачные технологии, а также FinOps и управляемые затраты. Эти три супертренда будут продолжать продвигаться, и мы тоже в этом плане продолжаем работать”.