Самыми востребованные профессиями в сегменте стартапов оказались разработчики (+24% год к году в целом по всем направлениям — бэкенд, фрондент, фуллстэк, разработчики мобильных приложений и т.д.), менеджеры по продажам (+22% год к году), маркетологи (+19 год к году), дизайнеры (+18%), тестировщики (+18% год к году), а также аналитики и специалисты по данным (+15% год к году). Спрос на бухгалтеров увеличился на 13% год к году.
Средние зарплаты в стартапах за полгода выросли на 17% год к году, до 110 тыс. руб. “Рост зарплат во многом связан со спецификой найма в стартап-сегменте. Молодые компании как правило не могут похвастаться большим штатом, а количество возложенных на команду задач превышает ее численность — зачастую значительно, особенно если речь о растущей компании. Поэтому люди оказываются в ситуации, когда им приходится выполнять непривычные для себя функции: например, маркетологу приходится брать на себя задачи специалиста по коммуникациям, менеджера по продажам, монтажера видеороликов, организатора конференций, дизайнера, а иногда даже бухгалтера. В качестве компенсации работодатели в том числе повышают таким специалистам зарплату”, — говорит партнер Stamina Дмитрий Комратов.
Каждый третий опрошенный намерен расширять штат в ближайший год. “При сохранении стоимости рубля на текущих уровнях или его дальнейшего обесценения компаниям скорее всего уже в 2024 году придется рассчитывать фонд оплаты труда с учетом инфляционного фактора. Дорожать будет все, а вместе с этим будут расти и зарплатные ожидания. Компании, в свою очередь, будут нацеливаться на увеличение объема привлекаемых инвестиций”, — комментирует партнер Stamina Дмитрий Комратов.
Из числа респондентов, чей бизнес функционирует больше года (таковых свыше трех четвертей) 26% сообщили о незначительном росте выручки по сравнению со вторым полугодием 2022 года (до 10%), 12% — о ее увеличении на 10-30%. Треть участников (32%) — о незначительном снижении выручки (не более чем на 10%), каждый шестой (16%) — о ее снижении на 10-30%. Более серьезное снижение выручки зафиксировали 9% респондентов.
Респондентам также предлагалось ответить на вопрос, какой режим работы они предлагают своим сотрудникам. Оказалось, что абсолютное большинство (76%) предлагают сотрудникам гибридный график работы, 67% — полную удаленку. На работе исключительно в офисе настаивают 14% участников опроса.
Число компаний, сотрудничающих с релокантами (в целом всех специализаций), за год сократилось с 52% до 36%.
Из-за рубежа работают в основном менеджеры по продажам (об этом сообщил каждый четвертый опрошенный, работающий с релокантами) и по работе с клиентами (21%), а также дизайнеры (17%). Наиболее строгие требования к дислокации предъявляются к IT-специалистам: если полгода назад IT-специалисты работали из-за рубежа у 35% опрошенных, то сейчас — всего у 13%. Основная причина — стремление повысить безопасность данных и предотвратить утечки информации.
Подавляющее большинство опрошенных (71%) сейчас и в дальнейшем не готовы нанимать IT-специалистов, работающих из-за рубежа.