Вся мировая живопись, возможно, могла бы сложиться иначе, если бы богатый наследник текстильного магната не выступил в роли мецената и основного покупателя работ молодых художников, выставки которых постоянно сопровождались грандиозными скандалами. Сегодня полотна каждого из импрессионистов стоят десятки и даже сотни миллионов долларов и практически отсутствуют на мировых аукционах предметов искусства, так как приравниваются к национальному достоянию.
В начале этого года произошло поистине сенсационное событие — Франция за $47 млн приобрела у наследников полотно Кайботта «Гребец в цилиндре» (1877-1878 гг.). Теперь эта работа войдет в коллекцию третьего по популярности музея Франции — музея Орсе, где хранятся такие знаковые произведения как «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, а также картины Моне, Ренуара, Дега и многих других художников конца XIX — начала XX века, имена которых известны всему миру. Этому музею принадлежат еще сорок работ самого Кайботта. Кстати, в ноябре 2021 года другая картина Кайботта «Молодой человек у окна» (1876) была продана за $53 млн, что стало аукционным рекордом для художника. Полотно оказалось в коллекции музея Гетти в Лос-Анджелесе.
Надо признать, что имя Кайботта в истории искусства чаще всего упоминали в связи с его финансовой и моральной помощью друзьям-живописцам. Он оплачивал аренду мастерской Клода Моне и покупал его картины, впрочем как и картины Камиля Писсаро и Огюста Ренуара, что позволяло им в самые трудные периоды жизни хоть как-то сводить концы с концами. На прижизненных аукционах работ импрессионистов Кайботт сам перекупал произведения, которые и так были в его собственности, в надежде увеличить их стоимость и вызвать интерес у других коллекционеров. Когда Кайботт увлекся садоводством, к нему обращался за советами Моне, который обзавелся своим собственным домом в Живерни, современном месте паломничества всех истинных поклонников импрессионизма.
Кайботт стал крестным отцом сына Ренуара, а самого живописца сделал своим душеприказчиком. В завещании он указал, что свою коллекцию хочет передать Лувру, что вызвало бурную гневную реакцию ученых мужей и художников-академистов.
Однако, коллекционер собирал не только произведения живописи, он также известен как один из основателей филателии, посмертно зачисленный в списки выдающихся филателистов.
Кажется, все, за что брался Кайботт, он выполнял на самом высоком и профессиональном уровне, даже не будучи изначально специалистом в том или ином деле. Он занимался юриспруденцией и инженерными науками, увлекался филателизмом, занимал должности вице-президента Парижского яхт-клуба и городского советника Пти-Женвилье. Но только когда наследники решили продать работу «Парижская улица в дождливую погоду» в 1954 году, исследователи переключили свое внимание на Кайботта как на самодостаточного художника, чья манера отличавшаяся от кисти его друзей, тем не менее, вписывалась в рамки стиля. Чистота и яркость цвета, раздельные мазки, переливающаяся и вибрирующая мозаика поверхности холста, преобладание света по всему пространству картины, нестандартные ракурсы и практически кинематографические композиции кадра, обыденные сюжеты и простая жизнь человека или природы, запечатленная, казалось бы, с единственной целью — насладиться эстетикой одного мгновения. Все эти характерные черты стиля есть в работах Кайботта.