В абсолютных цифрах у США самый большой госдолг в мире. Но сам по себе госдолг еще не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. По оценкам Всемирного банка, госдолг страны становится проблемным, когда достигает 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с бо́льшим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. США не исключение — на конец 2022 года он находился на отметке 129%. А, например, госдолг Японии — 261% ВВП, по данным на 2022 год.
Госдолг США состоит из двух частей: внутригосударственного и публичного — их размер на начало июня 2023 года достиг примерно $6,77 трлн и $24,69 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед разными госструктурами, например государственными пенсионными фондами.
Публичная часть госдолга представляет собой казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. Облигации Соединенных Штатов являются одними из самых популярных бумаг у инвесторов во всем мире. Из иностранных государств охотнее всего в госдолг США вкладываются Япония и Китай, которые владеют $1,104 трлн и $859,3 млрд казначейских ценных бумаг соответственно. Наиболее распространенные американские облигации — десятилетние. Их доходность небольшая, но это надежные бумаги с низкой вероятностью дефолта, которые всегда можно продать на открытом рынке по текущим ценам без серьезных потерь.
Бюджетные расходы и, как следствие, госдолг заметно увеличиваются в периоды экономических кризисов. Текущая долговая ситуация США — результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов, а также пандемии коронавируса, на борьбу с которой США направили триллионы долларов, включая $5 трлн на выплату расширенных пособий по безработице, финансовую поддержку малого бизнеса и стимулирующие выплаты, обеспеченные заемными деньгами. Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказываются на экономическом росте и вызывают недовольство граждан.
В настоящий момент вся мировая система сильно зависит от американской экономики: почти 60% мировых резервов на конец 2022 года хранилось в долларах. В случае дефолта доллар и американские ценные бумаги потеряли бы доверие инвесторов, что привело бы к обвалу фондовых рынков. Дефолт в США по цепочке привел бы к долговым кризисам в других странах, падению цен на сырьевые товары, росту процентных ставок, удорожанию кредитов и, как следствие, замедлению мировой экономики.
Американская экономика столкнулась бы с рецессией. В первую очередь та коснулась бы отраслей, в которых велика доля госрасходов. В самом Белом доме прогнозировали в долгосрочной перспективе в случае дефолта снижение ВВП США на 6,1%, рост безработицы на 5 п.п. и падение фондового рынка на 45% уже в третьем квартале 2023 года. В рейтинговом агентстве Moody’s отметили, что последствия дефолта были бы сопоставимы с кризисом 2008 года.
Но, строго говоря, дефолт в США если и возможен, то скорее технический. Это ситуация, когда у страны есть деньги, но она не может ими воспользоваться. А все из-за специфики: весь американский госдолг — и внутригосударственный, и публичный — номинирован в долларах, то есть в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль. И при необходимости ФРС может включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности. Впрочем, у необдуманной и бесконтрольной эмиссии денег есть свои минусы: это как минимум приведет к скачку инфляции.