Соглашение об ограничении цены на российскую нефть обрело четкие контуры. С 5 декабря вступают в силу сразу два значимых ограничения против российской нефтяной продукции. Первое – запрет странам ЕС (за исключением трубных поставок в Венгрию, Словакию и Чехию, а также морских поставок в Болгарию и Хорватию) покупать российскую нефть, второе – ограничение «содружеством» государств G7, Австралией и ЕС возможности оказания услуг по сопровождению грузов нефти и нефтепродуктов, продаваемых по цене выше отсечки $60/барр. Со стороны ЕС с 5 февраля санкционные ограничения будут дополнены запретом на покупку российских нефтепродуктов.
Попытка установить «ценовой потолок» для российской нефти и нефтепродуктов реализована в условиях высокой значимости российских производителей от услуг по транспортировке, страхованию и других услуг, оказываемых западными компаниями. Нарушение условий ценового потолка предполагает определенный набор санкций в отношении нарушителей соглашения – в частности, судна, транспортирующие нефть с ценой выше установленной отсечки, могут быть отстранены на срок 90 дней. В то же время вторичные капитальные ограничения со стороны США – блокировка счетов и активов на территории США – не предполагается, что может снизить неблагоприятные последствия для мирового рынка нефти в ситуации вынужденного отказа международных транспортных компаний работать с российскими производителями.
Согласно сообщению Financial Times, российские компании предпринимают попытку по снижению последствий для поставок нефти от установленного ценового потолка посредством наращивания собственного транспортного флота. Источники FT предположили накопление флота из 109 нефтеналивных танкеров, совокупный дедвейт которых составляет приблизительно 17 млн тонн. При условии оборота груза за календарный месяц (средние сроки поставок в моменте оценить крайне трудно ввиду ограниченных данных экспорта по странам) – дедвейт соответствует 4.0 млн барр./сутки, тогда как естественный предел в моменте оценивается в 4.6-4.7 млн барр./сутки. Однако эксперты также высказываются о возможном дефиците 60-70 танкеров, вероятно, принимая в расчет последующие ограничения в адрес нефтепродуктов.
В подобных обстоятельствах ценовые ориентиры мирового рынка могут иметь большую склонность к росту ввиду потенциального отказа России от поставок в адрес применивших ценовой потолок стран.