Ассоциация менеджеров и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ проанализировали уровень спроса на бизнес-образование в контексте изменений экономической ситуации. Опрос проводился среди крупнейших российских компаний, входящих в Ассоциацию и участников Рейтинга ТОП-1000 российских менеджеров, а также среди выпускников MBA программ Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Представители свыше 200 компаний ответили на вопросы организаторов. Опрос проводился в сентябре-ноябре 2022 года.
В ответ на факторы экономической турбулентности и санкционный прессинг, российский бизнес демонстрирует готовность нарастить инвестиции в профессиональное развитие и дополнительное образование своих сотрудников. Таковы данные опроса лидеров отечественной экономики, входящих в Ассоциацию менеджеров: 54% компаний сообщили, что готовы софинансировать обучение на программах MBA своих сотрудников для выполнения ими рабочих задач. При этом 42% ответили, что готовы софинансировать от 30% до 50% стоимости такого образования, 14% — смогут компенсировать 10-30% от стоимости MBA, а 43% компаний готовы инвестировать в дополнительное бизнес-образование своих сотрудников более 50% от его стоимости.
Отвечая на вопрос: какой процент бюджета от ФОТ выделяется на программы корпоративного обучения, компании ответили так: до 2% — 39%, от 2 до 5% — 52%, свыше 5% — 9%.
Стоит отметить, что в лидерах по количеству положительных ответов о готовности софинансирования MBA образования для сотрудников мы видим не только компании из индустрий, где оно было традиционно востребовано, таких как IT, ритейл, финансы, но и из сфер промышленного сектора – металлургия, горнодобывающая промышленность. Это говорит о том, что российское бизнес-образование постепенно трансформируется благодаря новым потребностям.
Для организаторов не менее важным был голос самих слушателей программ MBA. Поэтому наряду с корпоративным сегментом был проведён опрос мнений выпускников программ MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. На вопросы анкеты ответили свыше 100 респондентов.
На первый вопрос: «даёт ли диплом MBA преимущества при приеме на работу», – утвердительно ответили «да, даёт», 42% выпускников.
Затем был задан вопрос: «Изменилась ли Ваша карьерная траектория после получения диплома MBA?» 64% опрошенных ответили утвердительно: «да, изменилась», 22% на момент опроса (сентябрь 2022) не отметили никаких изменений в карьере, 14% сообщили, что находятся «в процессе изменений» и 1% – «не работаю по найму».
«Что дал вам диплом MBA?» – открытый вопрос был задан в финальной части анкеты. 56% респондентов ответили, что образование на программе MBA помогло получить повышение. 19% отметили ценность новых знаний и навыков, полученных в ходе образования. 9% подтвердили преимущества при приёме на работу.
Итоги этого интересного опроса помогут нам в построении релевантного предложения по MBA для компаний и широкого круга потенциальных слушателей. Готовность корпоративного сегмента софинансировать образование сотрудников и артикулированные в ответах преимущества помогут нам выстроить сбалансированное ценностное предложение рынку.