Процесс помощи подростку зависит от того, какие отношения между ним и родителями. Важно понять, насколько подросток готов делиться с родителями своими трудностями и переживаниями.
Подростки зачастую не склонны делиться с родителями какой-либо значимой для себя информацией. В этом возрасте они охотнее общаются на такие темы со сверстниками. Родителям необходимо относиться к этому с пониманием и не воспринимать как некое оскорбление или занижение их значимости. Это возрастная особенность подростка.
Для подростков характерны два вектора: негативизм и избегание общения и наоборот, стремление к общению. Когда подростку плохо, он подсознательно и сознательно ждет помощи от взрослых. Если между подростком и родителями установлены доверительные отношения, то в трудной ситуации он ищет с ними общения.
Иногда они говорят об этом открыто, но чаще взрослые могут понять это по некоторым знакам:
- Подросток существенно сократил или прекратил общение с объектом своего обожания.
- Часто стали наблюдаться снижение настроения, замкнутость – эти проявления могут сопровождаться и ухудшением успеваемости и к улучшению (подросток может уйти в учебу). Явление зависит от отдельных характеристик подростка.
- Подросток может демонстративно обесценивать свои собственные переживания. Он может вербально транслировать то, что его абсолютно устраивает текущая ситуация. Для взрослых подросток может разыграть целый спектакль. За этим находится обида и нежелание делиться с кем-то своими чувствами и переживаниями. Самое главное со стороны взрослых в этой ситуации проявить терпение. Не рекомендуется озвучивать подростку то, что вы понимаете реальные мотивы подобного поведения подростка. Рассказав подростку, что вы понимаете, для чего он это делает – вы провоцируете негативную ситуацию.
- Не стоит говорить подростку о том, что у него таких вторых половинок будет еще много или о том, что все будет хорошо – репликами такой направленности вы обесцениваете переживания подростка.
С подростком стоит поделиться собственными переживаниями, когда у вас был аналогичный любовный опыт. Он даже не представляет, что родитель мог испытывать похожие эмоции. Подросток, сознав, что родители проходили через похожую ситуацию и они способны понять личные проблемы, формирует мостик доверия. Важно рассказать подростку о том, что вам помогло в подобном состоянии и поделиться опытом. Нет ничего ценнее в такой ситуации, чем опыта близких людей. Подростки всегда эмоционально уязвимее по сравнению со взрослыми – на это влияет, в том числе, становление гормонального фона.
У подростков навык копинг стратегии еще не так сильно развит по сравнению со взрослым. Крайне важно родителю помочь подростку в преодолении стресса. Не стоит ждать от подростка, что он сможет справиться с проблемой также быстро и четко, как это может сделать взрослая самостоятельная личность. Риск быть сломленным в ходе любовной драмы у подростка гораздо выше, чем у взрослого. Депрессия может настигать подростков в таких ситуациях гораздо чаще именно по причине эмоциональной уязвимости.
Родителям стоит обратить внимание на следующие факты, которые могут предшествовать подростковой депрессии:
- Подросток стал слишком замкнутый
- Он перестал интересоваться учебой
- Не ходит в школу или прогуливает
- У него сократился круг общения
- Подросток стал неряшливым
- Избегает общения с близкими
Подростковая форма депрессии может сочетаться с агрессией, как вербальной, так и невербальной. Родителям стоит с пониманием относиться в том числе к тому, что у подростка может ухудшиться ситуация с учебой. Это может продолжаться от месяца до полугода. Призывать к сознательности и взяться за учебу – бесполезно, потому что, когда человек находится в состоянии длительного стресса, задача организма выйти с наименьшими потерями. В данном случае в приоритете психоэмоциональная сфера, на нее необходимо направить все свои ресурсы для того, чтобы стабилизировать психоэмоциональный фон. Если не стабилизировать психоэмоциональный фон, то решить остальные проблемы не получится. Дело в том, что очень трудно распределить ресурс на два фронта. Организм выбирает – я хорошо учусь, но у меня может не хватить сил, либо я восстанавливаю психоэмоциональную сферу, но с потерями в учебе. Родителям важно отнестись к этому вопросу с пониманием, потому что отметку можно исправить, но все остальное придется длительно лечить.
Из-за любовных переживаний у подростка может развиться депрессия, именно как болезнь, а не как кратковременное переживание. В состоянии депрессии повышается риск возникновения суицида. Для подростков очень характерным является рискованное поведение. Те способы ухода из жизни, или же демонстрация, то что может напугать взрослого – лишь раззадорит подростка. У подростков на фоне компьютерных игр может быть развито специфическое восприятие смерти как факта. Риск возникновения суицида на фоне депрессии есть всегда – переживания любовной драмы ни в коем случае нельзя обесценивать.