Итальянцы очень открытая нация, они ценят личные контакты, в том числе в бизнесе, что является второй яркой особенностью национального менталитета. По своей натуре разговорчивы и приветливы, самый простой способ заслужить их расположение – быть в курсе основных политических и социальных тем.
Мой собеседник Винченцо Трани — президент Итало-Российской торговой палаты (ИТРП), основатель и совладелец каршеринга «Делимобиль» в эксклюзивном интервью РИА «Банки и Финансы».
Сегодня в Вероне открылся XIV Евразийский экономический форум. Вы уже видите первые результаты его работы?
Евразийский экономический форум в Вероне — это, безусловно, важная инициатива для развития отношений между предпринимателями и различными институтами. Итало-Российская торговая палата ежегодно осознает стратегическое значение этого события, которое может способствовать налаживанию связей между компаниями.
Как вы себя чувствуете? «Спутник-V» пробовали?
Я стал первым итальянцем, привившимся «Спутником-V» в России. Убежден, что российские НИИ способны к впечатляющим достижениям. Я также ревакцинировался, поскольку после первых двух доз вакцины прошло более полугода, и поэтому я решил повторить прививку, чтобы быть еще более защищенным. Итало-Российская торговая палата также способствовала налаживанию связей между двумя странами в целях производства вакцины на заводе в Италии.
Наше СМИ называется «Банки и Финансы» насколько эта тема вам знакома?
Я прошёл путь от кассира до управляющего банком, поэтому моя жизнь тесно связана с тематикой Вашего СМИ. В разное время я занимал руководящие позиции в МДМ-Банке, Росэнергобанке, Европейском Банке Реконструкции и Развития. Успешно организовал одну из крупнейших сделок между КМБ и Банком Интеза. Стоял у истоков формирования в России рынка микрофинансирования МСП. В 2008 году основал холдинг General Invest, с представительствами в России, Швейцарии, Италии, Великобритании и Люксембурге.
Говорят, что заниматься бизнесом в России очень сложно из-за коррупции и иных проблем. Насколько Вы согласны с этим утверждением?
Я уже привык к этим стереотипным представлениям. Италию то же называют коррумпированной, но всё меняется. В России процесс изменений уже завершен: достаточно подумать о широком использовании технологий, которые устраняют или сводят к минимуму риск коррупции и иных проблем.
С какими сложностями чаще всего сталкиваются итальянские компании в России и российские компании в Италии?
Первым препятствием неизменно является языковой барьер: дело в том, что итальянцы обычно не отличаются хорошим знанием иностранных языков. Другие проблемы связаны с бюрократией и культурными аспектами. Должен признать, что множество итальянских компаний успешно работает в России. Итальянские фирмы, в том числе субъекты МСП, являются очень гибкими и быстро реагируют на запросы рынка, что позволяет им пользоваться любыми открывающимися возможностями. Чтобы добиться успеха в России, требуется время: это обширный рынок с высокой конкуренцией, поэтому предприниматели должны выделить время и другие ресурсы для того, чтобы понять данный рынок, а затем наладить соответствующие связи. Русские знают и любят итальянскую культуру, что является нашим преимуществом по сравнению с конкурентами из Европы. Российские предприниматели в Италии могут столкнуться с проблемами иного типа: например, это наша сложно устроенная бюрократическая машина, налогообложение, высокая стоимость труда, а также культурные различия.
Как на итальянском бизнесе в России отражаются риторика и действия Европейской комиссии и США?
Санкции и негативные высказывания о России, безусловно, создали напряжение и были призваны изменить мнение международных инвесторов. Тем не менее, я должен сказать, что бизнесмены видят дальше того, о чем кричат заголовки газетных статей, и умеют получать точную информацию. Санкции негативно отразились на производителях сельскохозяйственной продукции (прежде всего, в Италии, Испании и Греции). Закрытие российского рынка привело к банкротству множества предприятий малого бизнеса, которые занимались экспортом в Россию.
ИРТП — надежная опора в сотрудничестве России и Италии. Более двух лет назад, Вы заняли пост президента. Как Вы расцениваете свой личный вклад в развитие двусторонних отношений?
Полагаю, что такую оценку должен давать не я, а другие. Являясь основателем и руководителем инвестиционного фонда, который инвестирует средства в Россию, я ежедневно рассказываю о своем видении России и Италии. Некоторые СМИ зачастую транслируют стереотипные представления о вашей стране, далеко отстоящие от современной реальности. Я часто приглашаю иностранных инвесторов посетить Москву и российские регионы, в которые мы инвестируем, чтобы они смогли наглядно убедиться в существовании возможностей для предпринимателей и в том, как изменилась Россия за последние 20 лет. Итало-Российская торговая палата работает над тем, чтобы наладить связи между российскими и итальянскими регионами: на этом уровне имеется множество возможностей, и наши компании могут внести в это свой вклад. Кроме того, мы продвигаем идею “Made with Italy”, то есть идею о производстве в России, с использованием итальянских разработок, технологий и ноу-хау. Мы убедились в эффективности совместных предприятий, которые могут стать двигателем развития для малого и среднего бизнеса двух стран.
Беседовал Иван Воронцов
Редакция благодарит за помощь пресс-службу ИТРП и Stefano Maggi