НКО. Регистрация товарного знака

Новости

Некоммерческие организации в России, как правило, в первую очередь думают о помощи людям, и такие очевидные для коммерческих компаний вопросы, как защита интеллектуальных прав зачастую отходят на второй план. Юристы «Правовой команды» объясняют, почему НКО можно и нужно регистрировать товарные знаки и защищать таким образом свои права.

Товарный знак – это обозначение, выделяющее товары, работы или услуги из массы себе подобных. Это могут быть слова и предложения, изображения, трехмерные объекты, а также звуковые, световые, голографические и даже обонятельные обозначения, а также их комбинации.

По закону владельцем товарного знака в России может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Некоммерческие организации, как известно, являются юрлицами, поэтому считать, что товарные знаки используются только коммерческими компаниями, – заблуждение.

Если с работой НКО ассоциируется созданное им словесное или графическое изображение, лучший способ его правовой защиты – именно регистрация товарного знака. Тогда организация приобретает исключительное право на использование символа, а другие смогут использовать товарный знак только с согласия правообладателя. Иначе же воспользоваться узнаваемым символом в своих целях сможет кто угодно.

Виды товаров и услуг, на которые регистрируется товарный знак, перечислены в Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Собираясь регистрировать товарный знак, НКО должна выбрать нужный класс для своих товаров и услуг.

Например, благотворительная организация, используя слово «Багульник» при сборе пожертвований, может зарегистрировать его как товарный знак по классу 36 «Финансовые, денежные и банковские услуги». Именно этим классом предусмотрена такая «услуга», как сбор благотворительных средств. После регистрации товарному знаку «Багульник» будет предоставляться охрана конкретно по этому виду деятельности НКО.

При этом никто не мешает другим организациям, например, издавать книги под брендом «Багульник» и зарегистрировать его для этих целей. Поэтому если благотворительная организация планирует использовать слово и в других ситуациях, нужно заранее при регистрации товарного знака выбрать и другие классы из перечня товаров и услуг. К примеру, за издание печатной продукции, учебных материалов и пособий отвечает 16-й класс МКТУ, за семинары и мастер-классы – 41-й.

Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно подать заявку в Роспатент: вот пошаговая инструкция. Регистрация, если заниматься ей самостоятельно, будет стоить минимум 33 тысячи рублей, из которых 15 тысяч рублей это патентные пошлины за подачу заявки и экспертизу обозначения с принятием решения по ее результатам. Через несколько месяцев Роспатент озвучит решение по заявке, и если ее одобрят, нужно оплатить еще 18 тысяч рублей за регистрацию товарного знака и получение бумажного свидетельства. Если классов МКТУ несколько, услуга будет стоить дороже. Для расчета на сайте Роспатента есть специальный калькулятор. Вся процедура занимает полтора года.

Чтобы узнать, не занят ли уже товарный знак, можно самостоятельно поискать его в базе или прибегнуть к услугам патентного поверенного, который даст советы по регистрации и оценит перспективы.

Товарный знак — это нематериальный актив, который имеет свою цену и который можно в любой момент кому-то передать, заключив лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права на товарный знак. Исключительное право на товарный знак действует 10 лет с даты подачи заявки, после чего каждые 10 лет надо его продлевать.

При этом если знак зарегистрирован и не используется, кто-то заинтересованный в нем может потребовать прекращения его правовой охраны.