Принцип работы ИИ — имитировать когнитивные функции человека, чтобы облегчать людям работу: быстро анализировать большие массивы данных, собирать статистику, искать закономерности, предлагать решения. Юристы «Правовой команды» рассказывают, как некоммерческие организации работают с искусственным интеллектом.
Развитие искусственного интеллекта в России регулирует президентский указ, подписанный в 2019 году. Интересно, что более общий закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций появился позже, в 2020-м, хотя искусственный интеллект — частный случай цифровых инноваций. По мере того, как технологии будут усложняться, будет усложняться и правовое регулирование.
Без цифровизации сегодня не обходится ни одна сфера, поэтому экспериментальный правовой режим, по сути, касается почти всех российских организаций, госорганов и ИП, а также тех, кто вступил с ними в правоотношения. При этом не все из них знают, что являются участниками этого режима. Например, власти какого-то конкретного региона внедряют программу подачи заявок на конкурс, и все, кто работает в сферах, которые эта программа затрагивает, автоматически становятся участниками экспериментального режима.
Но в первую очередь НКО используют стандартные механизмы искусственного интеллекта, который позволяет организации работать эффективнее. Это может быть, например, мониторинг качества оказанных социальных услуг: программа анализирует отзывы на сайтах. Это позволяет понять, что востребовано и получилось хорошо, а над чем еще стоит поработать. Похожая функция ИИ — наблюдение за поведением посетителей сайта НКО: какие разделы популярнее других, какова глубина просмотра, что можно сделать понятнее и интуитивнее.
Отдельная и очень важная сфера применения искусственного интеллекта для нужд НКО — предиктивная аналитика. Когда организация только начинает думать над новым проектом, анализ больших данных поможет понять, насколько услуги будут актуальны, например, через год. Предсказать социальный эффект ИИ может на основании открытых баз данных или, например, статистики других регионов. В режиме реального времени программа, разумеется, тоже может оценить, насколько регион нуждается в социальных и медицинских услугах.
Также ИИ упрощает для НКО процесс сдачи отчетности в Минюст — программы анализируют документы и находят ошибки: это позволяет избежать нарушений. Кроме того, программы позволяют структурировать данные, необходимые для отчета.
ИИ также помогает НКО вести реестры и базы данных. В силу специфики работы у многих организаций свои внутренние системы с особенными воронками и критериями поиска: стандартный софт далеко не всегда подходит.
Еще один аспект — чат-боты и колл-центры на «горячих линиях»: современные программы так хорошо научились разбираться в нюансах человеческого голоса, что порой лучше живых людей могут по телефону распознать признаки страха и испуга, понять, есть ли угроза жизни и здоровью и выделить экстренный звонок в общем потоке.
Государство тоже использует ИИ для работы с НКО, причем он может выступать как кнутом, так и пряником. Например, контролирующий орган может загрузить в программу данные проверки, которая выявила нарушения, и она будет отслеживать, выполнила ли организация требования. Другие программы, в свою очередь, сравнивают данные по разным регионам и делают выводы, где из-за локальных норм и ограничений у НКО есть проблемы и работать сложнее. Так власти могут понять, как помочь сектору.