В период пандемии цифровые карты вошли в обиход банковских клиентов. Большинство операций по ним все же пока приходится на традиционные офлайн-магазины, хотя доля интернет-покупок уже значительно выше, чем по традиционным банковским пластиковым картам.
Нестандартная ситуация прошлого года привела к росту спроса на цифровые карты без физического носителя, которые легко оформить дистанционно, не выходя из дома, а использовать в интернете и в офлайн через платежные сервисы на смартфоне.
В прошлом году цифровые карты клиенты использовали чаще все же в офлайне. Общая сумма трат по картам без физического носителя в обычных магазинах составила 57%, а в интернете – 43%, а по числу покупок соотношение составило 68% на 32%, соответственно. По традиционным пластиковым банковским картам в 2020 году доли сильно отличались. Так, по сумме покупок офлайн торговые точки лидировали с долей 82%, лишь 18% оставив на траты клиентов в интернете, а по числу операций соотношение было 90% на 10%, соответственно.
При этом за одну покупку по картам в онлайне россияне готовы платить заметно больше, чем в классических магазинах. Например, в 2020 году средний чек одной покупки по цифровым картам в 2020 году в онлайне был 1 274 руб., а в офлайне – 804 руб. В то же время средний чек по привычным пластиковым картам был в онлайне 2 213 руб., а в офлайне – 1 080 руб.
Цифровые VS Пластик: как тратят офлайн
Пользователи цифровых и пластиковых карт демонстрируют разное платежное поведение в обычных офлайн-магазинах. Их приоритеты отличатся как в части любимых категорий трат, пусть и не значительно, так и по величине расходов.
Три самые популярные категории трат для цифровых карт в офлайне с наибольшим числом покупок: «Продуктовые магазины» со средним чеком 522 руб. На втором месте в 2020 году были «Рестораны, фастфуд, интернет-доставка еды» – 372 руб., соответственно. Финалистом стала категория «Транспорт и путешествия» – 824 руб.
А вот для традиционных пластиковых карт три лидера по числу операций в офлайне выглядят так: «Продуктовые магазины» со средним чеком 628 руб. На втором месте расположилась категория «Транспорт и путешествия» – 1 597 руб., соответственно. И бронзовый лидер – сегмент «Рестораны, фастфуд и интернет-доставка» , 569 руб.
Цифровые VS Пластик: как тратят онлайн
В отличие от офлайна – в интернете владельцы цифровых и пластиковых карт ведут себя очень похоже, делая покупки. Так, в интернете лидировали траты по цифровым картам в категории «Транспорт и путешествия» со средним чеком 792 руб. Второе место заняли покупки в сегменте «Хобби» – 729 руб., соответственно. А «Продуктовые магазины» оказались лишь на третьем месте – 1 876 руб.
У владельцев привычных пластиковых карт в интернете лидеры покупок совпали с диджитальными, но средние чеки оказались заметно выше. Тройка лидеров: «Транспорт и путешествия», где средний чек составил 1 671 руб.; «Хобби» – 1 218 руб., соответственно. А «Продуктовые магазины» оказались лишь на третьем месте – 2 905 руб.
Несомненно, драйвером роста популярности цифровых карт в 2020 году стали ограничения в период пандемии. Тем не менее, и сейчас видно, что диджитальные карты динамично набирают популярность у пользователей, не сбавляя обороты в период отмены ограничений.
Методология: в рамках исследования были изучены средние чеки, количество и сумма всех операций по всем картам Банка Русский Стандарт в 2020 году. Банк Русский Стандарт входит в мировой топ-150 кредитных организаций по обороту дебетовых карт по версии The Nilson Report по итогам 2019 года. А также занимает 7 место в рейтинге крупнейших игроков рынка в кредитных картах по версии Frank Research Group.