Переводы по номеру телефона через Систему быстрых платежей (СБП) забирают долю у классических переводов c2c между клиентами разных банков.
В 2020 году в пять раз выросло количество переводов по СБП по сравнению с 2019 годом, а сумма увеличилась почти в четыре раза. Среднее количество и средняя сумма ежемесячных переводов в 2020 году выросли в три с лишним раза относительно показателей 2019 года. Динамика роста переводов по номеру телефона через СБП, по нашим оценкам, будет продолжаться, поскольку сейчас потенциал прироста еще не исчерпан. Так, например, заметный прирост СБП дает процент клиентов, которые ранее не совершали переводы, а пользовались банкоматами: снимали деньги в одном банке, чтобы пополнить счет наличными в другом. Среди новых клиентов СБП доля пользователей с этой моделью поведения составляет 62% по итогам 10 месяцев 2020 года и сейчас аналитики отмечают, что потенциал роста, в том числе, и за счет этого локомотивного сегмента велик.
Статистика также показывает, что те клиенты, которые раньше пользовались АТМ для погашения кредитов и снятия наличных – делали это в вечернее время, после работы. Теперь же, перейдя на СБП, они совершают переводы днем. То есть клиенты стали больше экономить свое время на проведение банковских операций, а значит – будет расти и в целом проникновение в онлайн-каналы обслуживания.
Подключение все большего количества банков к СБП постепенно меняет рынок наличных платежей. В 2020 году наибольший прирост по числу переводов через СБП был отмечен в июне, когда он составил 56% по сравнению с предыдущим месяцем, июле – 41% и октябре – 26%, соответственно. По статистике как раз заметна корреляция между подключением новых игроков к СБП и появлением новых пользователей таких переводов. Но можно сказать, что многие тестировали новый сервис на небольших суммах.
Если говорить о сумме переводов, то статистика прироста по месяцам немного отличается. Ее наибольший рост отмечен в марте, когда он составил 38% по отношению к предыдущему месяцу. Здесь видно скорее влияние ограничений, связанных с пандемией: пользователи стали переводить бОльшие суммы, чем раньше, причем, как действующие, так и новые клиенты. В июне и июле сумма переводов выросла на 33% по сравнению с предыдущем месяцем, в сентябре на 32%, соответственно.
В 2020 году самый высокий средний чек переводов по СБП был отмечен в апреле – 16 209 руб. В тройку лидеров еще попали март со средней суммой одного перевода в 15 646 руб. и май – 14 730 руб. Здесь также видно влияние пандемии, поскольку в период ограничений было сложно пользоваться АТМ и клиенты переводили средства по СБП. Интересный факт: доля переводов между своими счетами составила 64% по количеству и 73% по сумме.
Очевидно, что СБП отвоевывает долю у карточных переводов. За 10 месяцев 2020 года доля переводов через СБП выросла на 13 процентных пунктов (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) от общей суммы всех переводов между физическими лицами в разные банки.
Важно отметить, что 62% из тех клиентов, которые переводили деньги через СБП в 2020 году – это пользователи, которые перешли из других каналов (кассы, банкоматы, терминальные сети и другие сервисы пополнения счетов). Оставшиеся 25% – ранее пользовались переводами с карты на карту, а 13% – это новые клиенты, которые сразу использовали СБП.
Средний чек перевода с карты на карту за 10 месяцев 2020 г. составил 8 035 руб., тогда как средняя сумма одного перевода по номеру телефона через СБП – 12 363 руб. С января по октябрь 2020 года количество переводов с карту на карту возросло на 8%, в то время как через СБП – на 374%.
Методология: в рамках исследования были изучены все исходящие и входящие переводы в Мобильном банке между клиентами любых банков, а также переводы между клиентами банков, зарегистрированных в СБП, с момента запуска сервиса в Банке Русский Стандарт – с июля 2019 по октябрь 2020 года.