Дмитрий Панкин: Коронакризис проверяет финансистов на профпригодность!

Новости

Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) — международная финансовая организация, созданная с целью содействия экономическому развитию стран-членов и региональному сотрудничеству и кооперации стран Черноморского региона. Цели банка — развитие торговых и инвестиционных связей в регионе, содействие реализации международных проектов, предоставление гарантий, как на государственном уровне, так и в частном бизнесе.

С 2018 года ЧБТР возглавляет представитель России Дмитрий Панкин, в
прошлом заместитель министра финансов РФ, руководитель ФСФР,
председатель правления Евразийского банка развития. Человек отлично
знающий, что такое финансы и как ими управлять.

Накануне 13-го Евразийского экономического форума в Вероне с Президентом ЧБТР беседует главный редактор РИА «Банки и Финансы».

Каждый год в Вероне проходит форум, в котором Вы уже не первый раз принимаете участие. В этом году он 13-й и пройдёт при соблюдении жёстких санитарных мер. Маски и мистика – не боитесь?

— Человек по своей природе склонен к мистификациям. Это сугубо психологический фактор. Лично я не переоцениваю его значение.
Что касается ограничений нормального личного общения, то, конечно, они мешают необходимому психологическому контакту с партнерами, но в нынешних условиях это необходимо и лучше не пренебрегать советами медиков.

Как Вы оцениваете роль ЧБТР в непростых условиях санкций и коронакризиса?

— ЧБТР является одним из немногих международных банков развития, которые продолжают осуществлять проектное и корпоративное финансирование в России в условиях санкций. Несмотря на то, что объемы нашего финансирования не могут сами по себе существенно повлиять на экономическое развитие страны, сам факт работы ЧБТР на российском рынке имеет позитивное геополитическое значение и является важным примером возможности взаимодействия и развития регионального экономического сотрудничества между странами, переживающими весьма сложный этап в своих взаимоотношениях.  Фактор пандемии вынудил нас несколько сместить ранее намеченные приоритеты в России и в других странах, в части преимущественного финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов, сделав акцент на оказание оперативного содействия предприятиям малого бизнеса и экспортерам, более других пострадавшим от экономических последствий коронавируса.

Как могут ответить банки, финтех и финансовые регуляторы на призывы нового поколения к большей социально-экономической ответственности?

— Банковский сектор и регуляторы играют ключевую роль проводников новых подходов и требований к социально-экономической и особенно экологической ответственности участников рынка. Соответствующие положения учитываются при формировании политик и механизмов регулирования, а также требований по подготовке кредитной и проектной документации и на стадии реализации проектов, особенно если речь идёт о крупных инфраструктурных проектах. Хочется особенно отметить роль международных банков развития (МБР), которые располагают значительным опытом такой работы во многих странах и отслеживают соответствие всех своих проектов международным требованиям в области социально-экономической и экологической ответственности. МБР могут оказать значительную поддержку в этом процессе. К слову, ЧБТР предоставил такую поддержку и техническое содействие своим клиентам по ряду российских проектов в целлюлозно-бумажной промышленности и портовом хозяйстве.

Какова вовлеченность ЧБТР в процессы сотрудничества ЕС и ЕАЭС?      

— ЧБТР взаимодействует с финансовыми институтами стран ЕС — Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и стран ЕАЭС — Евразийским банком развития (ЕАБР) по линии со финансирования проектов, предоставления целевых кредитных линий, обмена опытом и информацией. Мы участвуем в общих рабочих группах международных банков развития по сближению и гармонизации требований и стандартов по подготовке проектной документации, мониторингу проектов, внутреннему аудиту. ЕИБ давно имеет статус наблюдателя в ЧБТР, а с ЕАБР у нас подписан Меморандум о сотрудничестве, и мы видим хорошие перспективы в области со финансирования проектов в наших странах-участницах.

Какие проекты, способствующие развитию России, профинансировал за последние 5 лет ЧБТР и какова общая сумма этих инвестиций?

— За пять лет мы одобрили финансирование в России 16-ти проектов на общую сумму порядка 400 миллионов евро в области развития промышленности (например на модернизацию целлюлозно- бумажного производства и внедрение природоохранных технологий компанией Соликамскбумпром), портового хозяйства (проект ГТЛК по строительству современного комплекса по перевалке угля в соответствии с международными экологическими требованиями в Мурманском порту «Лавна»), содействия российскому экспорту (предэкспортное финансирование для компании СУЭК), предоставили ряд целевых кредитных линий российским банкам, в том числе в рублях (Ростовский банк ЦЕНТР-Инвест, Совкомбанк) на развитие торговли, лизинга и поддержку МСП. На сегодняшний день российский портфель ЧБТР включает 22 одобренных проекта на общую сумму свыше 540 млн евро, из которых уже подписано 19 кредитных соглашений на сумму 450 млн евро.

Как специалист высокого уровня в области финансового рынка, каковы Ваши прогнозы по восстановлению мировой экономики? 

—  Ситуация постоянно меняется и перспективы восстановления мировой экономики сильно зависят от того, насколько быстро и эффективно будут найдены и внедрены вакцины и меры, способные взять под контроль распространение пандемии.  На сегодняшний день можно сказать, что беспрецедентный объём стимулирующих мер, реализованных правительствами и центральными банками стран, предотвратил катастрофическое падение мировой экономики, однако еще не привёл к началу ее восстановления. Сейчас уже ясно, что рассматриваемые ранее сценарии V-образного восстановления нереализуемы. Напротив, налицо осложнение ситуации и новый всплеск распространения болезни с вероятностью вынужденного возврата к ряду ограничительных мер с соответствующим негативным экономическим эффектом, который дальше отложит начало восстановления. Думается, что мы увидим подобие L-образной траектории постепенного неровного оживления экономики с возможным выходом мирового ВВП на уровень 2019 года к 2023 году. Здесь многое будет зависеть, помимо упомянутой борьбы с пандемией, от своевременной реализации мер фискальной и финансовой политики, направленных на снижение значительного долгового бремени, уже накопленного в 2020 году и продолжающего расти.

Беседовал Иван Воронцов