Счетная палата проанализировала развитие системы государственных и корпоративных закупок за 2019 год. Мониторинг показал, что с 2014 по 2019 год удельный вес государственных и корпоративных закупок в среднем составлял 31% ВВП. В 2019 году общий объем контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ ровнялся 31,6 трлн рублей или почти 29% ВВП.
Это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и, следовательно, о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста.
В то же время Счетная палата полагает, что потенциал контрактной системы в полном объеме пока не раскрыт.
Система госзакупок по-прежнему характеризуется преобладанием неконкурентных способов закупок (около 70%), неизменным уровнем конкуренции (около трех заявок на лот) и недоверием участников рынка.
На практике создать эффективную систему регулирования всего «жизненного» цикла закупок так и не удалось. Функционирование контрактной системы сосредоточено в основном в рамках закупочных процедур что, по сути, не сильно отличается от ситуации, которая существовала до 2014 года, когда закупки осуществлялись на основе закона № 94.
По мнению Счетной палаты, для дальнейшего развития системе прежде всего не хватает качественных критериев оценки эффективности закупок. Регуляторы в сфере закупок используют для оценки такие показатели, как среднее количество заявок на один лот и относительную экономию по результатам проведения закупочных процедур. Первый должен показать общий уровень конкуренции, а второй – эффективность закупки. При этом опрос, который провел Институт анализа предприятий рынка Высшей школы экономики, показал, что заказчики и поставщики иначе подходят к оценке эффективности.
Большинство участников считают закупку эффективной, если по ее результатам поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок. При этом показатели высокой конкуренции и значительной экономии, которые являются главными критериями эффективности для государственных органов, считает значимыми относительно небольшое число участников.
Это расхождение указывает на одну из основных проблем действующей контрактной системы – недостаточное понимание регуляторами интересов участников закупок. Другая серьезная проблема – ценообразование. Практически половина нарушений, которые ежегодно выявляет Счетная палата в сфере закупок, связаны с обоснованием цены. 2019 год не стал исключением: почти половина финансовых нарушений, допущенных при закупках в рамках 44-ФЗ, приходится на нарушения при обосновании НМЦК.
Также нужно отметить необходимость совершенствования единой информационной системы в сфере закупок. Сохраняются проблемы с достоверностью размещаемой информации о закупках.Указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок не позволяют задействовать весь потенциал системы.