Сезонность
Востребованность удобного сервиса мгновенных переводов по номеру телефона, за первые 6 месяцев 2020 года заметно выросла. Активный рост количества и общей суммы операций через СБП, который особенно ярко проявился на фоне введения режима изоляции, продолжился и после снятия ограничений в июне. Число c2c-переводов через СБП в Мобильном банке в июне относительно января выросло на 66%, а общая сумма – на 87%.
При этом количество c2c-переводов через СБП в июне относительно мая 2020, проведенного большинством регионов в режиме изоляции, выросло на 56%, а сумма операций – на 33%. На первый летний месяц, к слову, пришелся пик по данным показателям за все минувшее полугодие.
Общая средняя сумма исходящего перевода через СБП в первом полугодии 2020 выше входящего – 14 840 руб. против 12 255 руб. соответственно. При этом самый высокий общий средний чек c2c-перевода через СБП был отмечен в апреле и составил 16 209 руб.
Возраст
Самой активной возрастной категорией в Системе быстрых платежей в первом полугодии 2020 стали клиенты 31-40 лет – на них приходится 43% всех операций, а средний чек одного перевода составляет 13 263 руб. На втором месте оказались клиенты 21-30 лет с долей в 26% от общего числа переводов через СБП (средний чек – 9 579 руб.), на третьем – клиенты 41-50 лет с долей в 19% и средним чеком 17 310 руб., на четвертом – 51-60 лет с долей в 8% и средним чеком 16 820 руб. Примечательно, что самые высокие средние чеки в СБП, а именно 20 238 руб., оказались у возрастной категории 61+, занявшей пятое место рейтинга с долей от общего числа переводов в 4%.
Мужчины VS женщины
Примечательно, что большинство переводов через СБП приходится на мужчин. Согласно статистике Банка Русский Стандарт, в первом полугодии текущего года 57% всех подобных операций в Мобильном банке совершались представителями сильного пола, а 43% – женщинами. При этом средний чек одного перевода у мужчин также оказался выше: 16 011 руб. против 10 604 руб.
Динамика роста количества c2c переводов и оборота по ним, будет продолжаться, поскольку сейчас потенциал прироста еще не исчерпан. Так, например, заметный прирост СБП дает процент клиентов, которые ранее не совершали переводы, а пользовались банкоматами: снимали деньги в одном банке и пополняли счет наличными в другом банке. Среди новых клиентов СБП доля пользователей с этой моделью поведения доходит в различные периоды до 70%. И сейчас мы видим, что потенциал роста, в том числе, и за счет этого локомотивного сегмента велик.
Кроме того, подобный уровень роста, который мы видим сейчас, будет продолжаться на протяжении всего текущего года и захватит следующий год, но выглядеть будет неравномерно, а скорее скачкообразно. Наибольший приток мы увидим в моменты подключения новых сервисов, реализация которых ожидается.
Всплески прироста будут также связаны с подключением новых игроков, которые должны предоставлять сервис в обязательном порядке, что ускорит рост количества клиентов в СБП. Уже сейчас мы видим влияние новых подключенных крупных игроков к СБП на динамику роста количества операций и их оборота. Даже в части крупных игроков, которые давно подключились к СБП, можно отметить, что они еще не заняли свою долю, их клиенты постепенно осваивают новый сервис, показывая заметный, но плавный рост», – комментирует Елена Петрова, исполнительный директор Банка Русский Стандарт по развитию.
Методология: в рамках исследования были изучены количество, средние чеки и сумма всех переводов между физлицами в Мобильном банке Русского Стандарта с января по июнь 2020. Также они были проанализированы в зависимости от возраста и пола клиентов.