28 февраля 2020 года в конгресс-центре гостиничного комплекса «Альфа Измайлово» в Москве состоялась Вторая профессиональная конференция «Управление персоналом в МФИ», организованная СРО «МиР» в партнерстве с НАУМИР.
В работе конференции приняли участие собственники и ТОП-менеджеры МФИ, руководители и специалисты HR-подразделений, отделов кадров и отделов обучения, а также аналитики, эксперты, СМИ.
Открывая конференцию, председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев отметил: «Такого рода мероприятия, которые мы проводим для рынка, помогают работодателям разобраться, кто те сотрудники, которые должны работать в МФО, как нам их найти, или вырастить. По своему опыту скажу, главное, не финансовое, экономическое или юридическое образование, главное – потенциал человека! Есть аудитория людей, которые по разным причинам не смогли трудоустроиться в банки, но при этом они умеют работать с нашим клиентом, знают их потребности и делают упор на технологичные изменения, которые нам необходимы, чтобы опережать банки».
Первая часть Панельной дискуссии «Главные тенденции на рынке подбора персонала» была посвящена деловой репутации и требованиям к квалификации органов управления и должностных лиц.
Алексей Стаховский, начальник управления допуска участников и специалистов финансового рынка Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России, подробно рассказал о квалификационных требованиях к органам управления и должностным лицам микрофинансовой компании, требованиях к деловой репутации органов управления и должностных лиц МФК, а также лиц, имеющих право распоряжаться акциями (долями) микрофинансовой компании, и новых требованиях к органам управления и учредителям (участникам, акционерам) микрокредитных компаний. «Банк России прилагает все усилия, чтобы сократить количество людей, которые занимаются недобросовестной деятельностью и имеют ненадлежащую деловую репутацию», — подчеркнул представитель регулятора.
Как сохранить лицо и можно ли вернуться в строй после «черного списка» регулятора, рассказала Екатерина Голуб, координатор проектов Некоммерческого фонда Аналитический центр «Форум». «Попадание в «черный список» не означает автоматического информирования лица об этом событии. Это, прежде всего, ответственность самого лица, к которому применяются требования деловой репутации. Он должен сам себя контролировать, понимать меру своей ответственности и опасности попадания в «черный список», — отметила Е.Голуб. «Если человек узнает о том, что он находится в «черном списке», у него есть право предпринять действия по обжалованию этого решения, подав личную жалобу в Комиссию Банка России по рассмотрению жалоб», — пояснила спикер. Е.Голуб также отметила, что по состоянию на 1 января 2020 года Комиссия по рассмотрению жалоб за время своей работы получила 555 обращений, из которых 239 жалоб были удовлетворены, по 205 жалобам принято решение об отказе в удовлетворении. Отдельное внимание слушателей спикер обратила на Информационное письмо Банка России ИН-06-14/99 от 25.12.2019 о Рекомендациях исполнительным органам финансовых организаций.
Ольга Петлина, заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», рассказала о деятельности СПКФР по внедрению профессиональных стандартов на финансовом рынке. «На текущий момент действует профессиональный стандарт «Специалист по микрофинансовым операциям», разработаны две квалификации – «Специалист по микрофинансовым операциям» и «Обеспечение проведения микрофинансовых операций», созданы четыре Центра оценки квалификации, в которых специалисты могут пройти профессиональный экзамен для подтверждения своего уровня квалификации», — сообщила спикер. Отдельный акцент в ходе своего выступления О.Петлина сделала на двух документах — Дорожной карте по обеспечению перехода к системе независимой оценки квалификации специалистов финансового рынка, подписанной СПКФР с Банком России и Дорожной карте внедрения системы независимой оценки квалификации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения), подписанной СПКФР с Росфинмониторингом.
Вторая часть Панельной дискуссии «Главные тенденции на рынке подбора персонала» была посвящена актуальным вопросам финансовой грамотности, репутации финансовой сферы, профессиональной подготовки и привлечения лучших специалистов.
Модератором дискуссии выступил Вениамин Каганов, д.э.н., научный руководитель программы «Конвергентное лидерство», профессор РАНХиГС.
Отдельное внимание в ходе Панельной дискуссии было уделено вопросам репутации. «Репутация – это восприятие, это то, как люди воспринимают компанию, людей, страну, город. Тема репутации, восприятия, улучшения имиджа является актуальной не только в сфере микрофинансирования, но и для страны в целом»,- отметил Павел Ким, управляющий директор Reputation Institute в России. «Репутация – это комплексное понятие, которое имеет смысл только в сравнении», — добавил спикер. П.Ким поделился итогами исследования репутации секторов в мире и России, отметив, что финансовый сектор занимает последнюю позицию в рейтинге; рассказал об основных показателях, влияющих на репутацию работодателя, способах управления репутацией для увеличения лояльности клиентов и соискателей к компании. «50% опрошенных говорят, что никогда не будут работать на компанию с плохой репутацией», — особо подчеркнул П.Ким в своем выступлении.
Комментируя выступление Павла Ким, Василий Солодков, профессор, директор Банковского института Высшей школы экономики, председатель Совета РМЦ, отметил: «К сожалению, в том, что у российского финансового сектора сложилась такая репутация, виноват он сам». Может ли образование повлиять на укрепление репутации, можно ли научить человека создавать свою репутацию, прибавляют ли в репутации человеку уровень и степень образовательной структуры, рассказал в своем выступлении В.Солодков. «Отвечая на вопрос, могут ли знания, умения, ученые степени повлиять на укрепление репутации, думаю, что – нет. С моей точки зрения, знания в 90% случаев помогают, но не являются панацеей и решением всех возникающих проблем», — отметил директор Банковского института НИУ ВШЭ. «С одной стороны, сейчас порядка 150 000 банковских специалистов с очень высоким уровнем квалификации ищут работу и будут кандидатами для деятельности в микрофинансовом секторе. С другой стороны, меняется сам характер рынка, конкуренция, регулирование, наступает новый технологический этап, когда все больше используется искусственный интеллект, и мы оцениваем это как угрозу для существующей структуры занятости», — особо подчеркнул В.Солодков.
Как найти и привлечь лучших специалистов в финансовой сфере, рассказала Наталья Громова, эксперт по HR и рекрутингу платформы HRspace, входит в HR-экосистему HeadHunter. Спикер представила портрет соискателя финансовых компаний по данным исследования HeadHunter, отметив, что «профицит специалистов в финансовой сфере в РФ составляет около 13% по причине автоматизации бизнеса». Н.Громова поделилась основными качествами финансовых специалистов, источниками поиска финансового персонала, рассказала, как грамотно составить вакансию, заинтересовать соискателя и эффективно провести собеседование.
По итогам выступлений спикеров, заявленных в программе Панельной дискуссии, был организован живой обмен мнениями, практическим опытом, предложениями и пожеланиями участников конференции.
Участники дискуссии ответили на главный вопрос модератора Вениамина Каганова:
- Должны ли сотрудники МФИ, независимо от их статуса и роли в организации, быть финансово разносторонне грамотными?
В обсуждении приняли участие:
- Ольга Филиппова, HR — директор группы компаний Eqvanta
- Александра Гусарова, директор по региональному развитию Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка»
Завершая дискуссию, Вениамин Каганов призвал всех участников конференции к продолжению диалога, дальнейшему обмену мнениями, экспертным опытом, знаниями, идеями в сфере финансовой грамотности.
Презентации спикеров Пленарной дискуссии размещены на официальном сайте конференции по ссылке http://hr.rusmicrofinance.ru/uchastniki-vtoroj-professionalnoj-konferencii-upravlenie-personalom-v-mfi/.
В ходе практических и учебных сессий участники конференции обсудили вопросы предупреждения внутреннего мошенничества и злоупотреблений персонала, прогнозирования рисков непродуктивного поведения и безопасного увольнения сотрудников; поделились практикой планирования карьерного роста, повышения квалификации и тимбилдинга в МФИ, а также опытом применения digital-подхода для увеличения срока «жизни» персонала в компании.
Ведущие мастер-классов поделились практическим опытом применения профессиональных стандартов в HR, проведения собеседований и особенностями перехода на электронные трудовые книжки.
Подробный отчет, презентации всех спикеров и ссылка на фотоматериалы в ближайшее время будут размещены на официальном сайте конференции http://hr.rusmicrofinance.ru/ и на сайте конференций НАУМИР http://conf.rusmicrofinance.ru/.