Выделены основные тренды в POS-кредитовании в 2018 году и первой половине 2019 года. Женщины и молодежь берут товары в кредит активнее, а лидер кредитных заявок у населения – сегмент «телеком». В 2018 году на женщин пришлось 59% всех выданных банком POS-кредитов. Однако статистика показывает: сильный пол экономнее в таком кредитовании – средняя сумма «мужского» POS-кредита на 0,2% ниже «женского». Кстати, интерес мужчин к этой форме кредитования растет – если в 2017 году на них приходилось 38% выданных кредитов, то в прошлом году уже 41%.
Молодое поколение – самое активное в POS-кредитовании. Больше всего кредитов на товары взяли клиенты в 25-35 лет. На втором месте — возрастная категория 35-45 лет, на третьем – 45-55 лет.
Топ-5 сегментов по количеству заявок на POS-кредиты в 2018 году и I половине 2019 года, по данным Русского Стандарта, выглядит следующим образом:
1. Телеком;
2. Бытовая техника и электроника;
3. Мебель;
4. Одежда (шубы и т.п.);
5. Хозяйственные товары (стройматериалы, сантехника и т.п.).
В сегменте «телеком», куда относятся смартфоны, планшеты и другие гаджеты, средний возраст заемщика составил 25-38 лет. Молодежь традиционно активнее берет подобную технику, внимательно отслеживая выход всех новинок. У этой категории товаров высокая скорость обновления модельного ряда и более короткий срок эксплуатации, чем, к примеру, у бытовой техники или мебели. Именно этим фактом и объясняется их лидерство. Кстати, женщины активнее оформляют POS-кредиты в этом сегменте – на них приходится 54% всех заявок за 2018 год и I половине 2019. При этом кредиты в категории «телеком» составляют около 35% и для женщин, и для мужчин (от общего числа заявок).
«Бытовая техника и электроника» лидируют по количеству заявок у женщин — 57% и представителей возрастной группы 23-38 лет. Мебель в кредит в 2018 году и I половине 2019 года чаще всего также планировали брать женщины — 72%, а средний возраст заемщика здесь 27-40 лет.
В очередной раз подтвердился тренд на переток населения в каналы дистанционного банковского обслуживания. Самые популярные каналы погашения POS-кредитов в 2018 году и I половине 2019 года:
1. Терминальные сети, кассы ритейлеров;
2. Банкоматы;
3. P2P переводы (по номеру договора);
4. Безналичным перечислением по реквизитам счета;
5. Касса банка.
Методология: в рамках исследования была проанализирована статистика всех полученных заявок в 2018 году и I половине 2019 года, а также оформленных POS-кредитов в сети банка в зависимости от возраста и пола заемщиков. Банк Русский Стандарт работает в этой сфере кредитования со всеми группами товаров большинства торговых сегментов и широко представлен по всех каналах продаж и на сегодняшний день входит в число ведущих банков по оказанию услуги POS-кредитования.