Счетная палата провела мониторинг использования средств, выделенных из федерального бюджета в 2012-2017 гг. на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации.
По результатам мониторинга Счетная палата отметила, что предоставление средств из федерального бюджета на основе софинансирования в целом способствовало реализации региональных проектов информатизации. «Всего в 2012-2017 гг. профинансированы в 78 регионах проекты, направленные на предоставление госуслуг в электронной форме, в том числе на создание АИС «Контингент», АИС «ЗАГС» и «Охотничий билет», АИС «Транспорт». Общий объем предоставленных средств федерального бюджета составил 3,1 млрд руб. Фактический уровень софинансирования составил в 2012-2014 гг. — 34,7% и в 2015-2017 гг. – 73,5%. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за весь период составило 93,6%.», — сообщила на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.
Вместе с тем был отмечен ряд существенных недостатков, допущенных Минкомсвязью России при предоставлении субсидий, что отрицательно повлияло на эффективность реализации проектов.
В частности речь идет о несвоевременной подготовке нормативных актов, длительном проведении конкурсного отбора, поздних сроках заключения соглашений и перечисления субсидий субъектам РФ. «Мы отмечаем недостаточную готовность Министерства к предоставлению субсидий на начальном этапе. Проекты нормативно-правовых актов, определяющих порядок конкурсного отбора и предоставления субсидий в 2012-2013 гг., были подготовлены несвоевременно. В результате это повлекло позднее проведение конкурсных процедур и перечисление субсидий в конце года», — отметила заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.
Соглашения с субъектами РФ в 2014 году заключались Минкомсвязью в течение трех месяцев (с марта по июнь), в 2015 году — с несоблюдением установленного срока от 60 до 83 дней.
Кроме того, количество и состав показателей оценки результативности использования субсидий неоднократно менялись. Один из основных целевых показателей госпрограммы и Указа Президента № 601* — «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» — включен в соглашения только в 2015 году. При этом в соглашениях на 2015-2016 гг. плановые значения указанного показателя устанавливались ниже уровня, предусмотренного госпрограммой (40% и 50%, соответственно): в 2015 г. – по 15 субъектам РФ и в 2016 г. – по 10 субъектам РФ.
Из 25 соглашений, заключенных Минкомсвязью России на 2017 год, 4 заключены с субъектами РФ, которые уже в 2016 году обеспечили достижение плановых значений показателя «Доля граждан», установленных на 2017 год.
Также было обращено внимание на ненадлежащий контроль Минкомсвязи за соблюдением регионами условий предоставления субсидий. «Выездные проверки выполнения соглашений 2012-2014 годов министерством не проводились, экспертные заключения по результатам проверки итоговой отчетности регионов за 2017 год не оформлены, выездные проверки в 2018 году не завершены, акты по результатам проверок 2018 года отсутствуют», — констатировала Вера Чистова.
В целом отмечена низкая результативность использования регионами предоставленных субсидий в 2012 и 2017 годах.
Кроме того, результаты анализа указывают на риск недостижения установленного в Указе № 601 значения показателя «Доля граждан» (70%) по итогам 2018 года, а именно:
— наблюдается рост количества регионов, не выполнивших этот показатель за период с 2015 по 2017 год, — с 1 до 8 субъектов;
— 10 регионов, не выполнявших показатель на протяжении нескольких лет, в 2017-2018 гг. субсидии из федерального бюджета не получали.
По мнению Счетной палаты, одна из причин невыполнения показателей результативности – недостаточная компьютерная грамотность населения, что говорит о необходимости проведения соответствующих мероприятий по обучению граждан.