Даже представить не мог, что я, как хранитель национальной коллекции платёжных карт, обрету родственную душу через много лет и моя семья окажется крепко связанной с Андреем Соболевым. Вы знаете, каким он парнем был?
Вспоминает вдова, Елена Соболева: «С Андреем я впервые встретилась в 1980 году в Московском Финансовом институте, где училась на том же факультете, но курсом младше и познакомились мы благодаря комсомольской работе, которой оба активно занимались. Окончив ВУЗ в 1981 году с красным дипломом, Андрей получил распределение в Госбанк СССР. Потом Андрея призвали в армию. Демобилизовавшись, Андрей пришел на работу в Главное планово-экономическое управление Министерства внешней торговли СССР. В январе 1991 года мы все вместе уехали в Камбоджу, в торгпредство СССР и пробыли там по май 1993 года. Из Камбоджи мы пристально следили за бурными и не очень понятными событиями 1991 года, которые происходили в нашей стране. Кто бы мог представить, что, уехав из СССР, нам предстояло возвращаться в совсем другую страну. По возвращении из Камбоджи в июле 1993 года, Андрей начал работать в Реутовском отделении Уникомбанка, где тогда работали его друзья. Уже через несколько месяцев ему предложили возглавить рабочую группу по пластиковым картам в головном офисе Уникомбанка».
С 1996 года, по приглашению президента Сбербанка России Андрея Казьмина, Андрей Соболев бессменно возглавлял управление банковских карт. Вместе с ним из его предыдущего Уникомбанка пришла команда специалистов, многие из которых до сих пор трудятся в банковской системе страны. В 1996 году, управление пластиковых карт Сбербанка насчитывало 25 сотрудников, а к моменту ухода Андрея из банка – порядка 400, включая сall-центр. Было реализовано множество ко-брендовых программ: с Аэрофлотом, «Золотой маской», фондом «Подари жизнь», а также зарплатные, пенсионные. В управлении Андрей сумел создать коллектив, в котором всех связывали теплые взаимоотношения, взаимная поддержка, комфортная и приятная рабочая атмосфера.
К моменту, когда Андрей уходил из сбербанка в 2009 году, объем эмиссии составлял порядка 30 миллионов штук, что позволяет хотя бы относительно оценить масштабы работы, проделанной Андреем и его командой. Уходя из сбербанка, Соболев дал старт проекту эмиссии банковских карт во всех региональных подразделениях, входящих в структуру Сбербанка России.
Андрей Соболев, интервью для журнала «Плас» в 2001 году: «Сбербанк, ставший после дефолта 1998 года крупнейшим эмитентом платежных карточек в России, по сей день остается бессменным лидером рынка. В 2000 году Сбербанк активно работал по выпуску и обслуживанию карт международных платежных систем Visa, Europay/MasterCard и микропроцессорных карт «Сберкарт», активно развивая сеть эквайринга. В целом можно говорить о существенном росте всех основных показателей по всем карточным программам. Общее число выпущенных карт превысило 2 миллиона штук, увеличившись за год в полтора раза. Сбербанк России продолжил дальнейшее развитие инфраструктуры обслуживания карт на всей территории России. На 01.01.2001 года сеть банкоматов включает 825 устройств, с картами работают 2431 подразделений Сбербанка России, выдачу наличных денежных средств по картам производят свыше 4100 пунктов, привлечено на обслуживание 3044 предприятия торговли и сервиса. Кроме того, Сбербанком России установлено свыше 8000 электронных терминалов».
После ухода из сбербанка в марте 2009 года, Андрей Соболев был представителем Ассоциации российских банков-членов MasterCard (АРЧЕ) в международных финансовых организациях. Одной из его задач на новом месте работы, будет вовлечение всех участников российской индустрии платежных карт (банков, вендоров, процессинговых центров, торговых организаций) в процесс создания и развития стандартов безопасности персональных данных и их воплощения в жизнь. Фактически Андрей Соболев стал связующим звеном между российскими и зарубежными специалистами в области безопасности платежных систем, вопросы которой становятся все более актуальными с учетом роста числа мошенничеств с банковскими картами.
Владимир Комлев, председатель правления «НСПК», друг и коллега: «Скажу своё видение со стороны, под руководством Андрея, карточный бизнес Сбербанка изменился и преобразился. Что было в 1995-м, и что такое Сбербанк сегодня… И еще одно я знаю совершенно точно – у него подобралась прекрасная команда сотрудников, которые его буквально обожали. Андрей был человеком, с которым очень приятно общаться, хотелось встречаться с ним вновь и вновь, всегда было интересно о чем-то поговорить. Он всегда был источником каких-то знаний и идей, подчас прогнозов, размышлений».
Андрей Казьмин, Президент, председатель Правления Сбербанка России в 1996-2007 годах, однокурсник и друг: «Мы познакомились осенью 1977 года, когда второй курс кредитно-экономического факультета Московского финансового института, на котором учился Андрей, вернулся с «картошки», а я уже закончил свое первое стройотрядовское лето и активно занялся комсомольской работой. Мне всегда импонировала его тонкая ирония, блестящее чувство юмора и здоровый скептицизм. Вступив в январе 1996 года в должность президента Сбербанка России, одним из первых я пригласил на работу Андрея Соболева. В то время ситуация в банке была крайне тяжелой на всех бизнес-направлениях, а на рынке эмиссии карт присутствие Сбербанка было почти незаметным. Для развития карточного бизнеса требовались не только многомиллиардные инвестиции, источников для которых у банка пока не было, не только подготовленные специалисты – требовалась разработка единых для всей системы Сбербанка стандартов, технических регламентов, унифицированной политики в выборе программно-технических средств. Более того, некоторые наиболее крупные территориальные банки, такие как Московский банк Сбербанка и Северо-Западный банк Сбербанка (Санкт-Петербург), эмитировали карточки международных систем независимо от головного офиса. Эквайринговая деятельность практически не велась. Каждый территориальный банк Сбербанка, а в 1996 году их число превышало 80 (по числу субъектов Российской Федерации), приобретал программно-технические средства на свой страх и риск. Преодолеть эту раздробленность, неуправляемость, инерцию непрофессиональных решений было крайне трудной задачей. Андрей, став руководителем Управления банковских карт Сбербанка России, блестяще справился с ней, попутно выдержав жестокий экзамен на прочность в период кризиса 1998 года. В течение нескольких лет была создана фактически новая система управления развитием карточного бизнеса Сбербанка, внедрена единая техническая политика. В итоге банк занял подобающую ему долю на рынке эквайринга и оконечных устройств. Представители Сбербанка вошли в состав руководящих органов международных платежных систем, были реализованы и заработали ко-брендовые программы. Сбербанк одним из первых не только в нашей стране, но и на мировом рынке внедрил систему информирования держателей карт с помощью SMS-сообщений о совершаемых по карте операциях. Получить статус держателя карты Сбербанка стало престижным – и это во многом являлось личной заслугой Андрея! Вечная память!».
18 сентября 2011 года Андрей Соболев скончался от тяжёлой болезни, на 54-м году жизни…
Иван Воронцов, хранитель национальной коллекции платёжных карт России и главный редактор РИА «Банки и Финансы», по материалам СМИ и бесед с близкими Андрея Соболева.